Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Мои статьи

КАК СЫР В МАСЛЕ
 
Сырная неделя в народе более известна как Масленица. Последняя неделя перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Начинали праздник с присказки: «Не житье, а Масленица!» Завершали назидательным «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».
Канон требует от православных в эту неделю, сменившую Мясопустую, также воздерживаться от мяса, однако, позволяет и масло, и молоко, и рыбу. Привычный пост в среду и пятницу также отменяется, равно как и литургия в церкви не совершается, будто памятуя изначальную языческую суть этого балагана, знаменующего переход Зимы к Весне, и символ которого — румяный Блин, Ярило — Красно Солнышко. Именно так, с прописных букв и  следует именовать главных героев языческой Масленицы. Церковь на масленичные потехи — катание с гор, кулачные бои, блинное обжорство и хмельные забавы— смотрела сквозь пальцы. Пусть потешатся, но после «прощенного дня» извольте ступить на тяжкую стезю «постного подвига».
Каждый из семи дней Масленицы имел и свое название, и строгий канон.
Понедельник — «встреча». К «встрече» Масленицы достраивались снежные горы, качели, балаганы. Вторник — «заигрыши». С утра молодежь звала друг друга кататься с гор, а после — на блины. Зазывали присказкой: «У нас горы готовы, и блины печены — просим жаловать». Среда — «лакомки». Зять отправлялся к тёще на
блины. Четверг — «широкий разгул». Катались с ледяных гор, на лошадях и качелях, сходились на льду кулачные бойцы, а завершался «разгул» пирушками. Московский кабак «Разгуляй» на Покровской дороге (ныне Старая Басманная улица) получил свое название как раз потому, что был открыт в масленичный «широкий разгул» 1679 года, подтвердив в дальнейшем свое название иным образом. Пятница — это «тёщины вечерки». Теперь зятьям следовало уважить тещу, и угостить уже у себя блинами. Суббота — «золовкины посиделки». Невестки звали в гости сестер мужа, и непременно что-то дарили им. Воскресенье — «Прощенное воскресенье». В церквях, на вечернем богослужении, совершался чин прощения. 
И настоятель, кланяясь по сторонам, просил прощения у клириков и прихожан. И все православные, кланяясь друг другу, просили прощения за ведомые и неведомые обиды. И в ответ слышалось: «Я прощаю, и Бог простит». В этот день сжигали и соломенное чучело Масленицы — «существа обжорливого, истребившего много блинов, масла и рыбы». Чучело бросали в костер, а следом — яйца, лепешки, блины, олицетворявшие в тот момент и традиционную поминальную пищу, и сиюминутность веселья и разгула в преддверии Великого поста.
Масленица это, прежде всего, гулянья и блины. Взятие снежного городка — одна из повсеместных забав масленичных гуляний. «Городок» — две стены с воротам — строился на реке или на площади. Стены возводили из снега и заливали водой. Участвовали в игре только мужчины. Пешие — защищали городок. Конные — брали его штурмом. Взять «городок» — значило его разрушить. Осаждаемые оборонялись ветками, метлами, лопатами, засыпая атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. Его-то и «мыли» в снегу.
Катания с ледяных гор — еще одно излюбленное времяпровождение в Масленицу. Кто на санках, кто на берестяной коре, кто, бухнувшись на полушубок. В «разгул» непременно катали с гор и снежных баб, прилежно вылепленных детворой, и усаженных ими в сани.
Именно в Масленицу чаще всего устраивались кулачные бои, в разных местах именуемые «кулачками», «бойовищем», «навкулачками», «кулачной бойкой». Потеха, конечно же, жестокая, но мужская, и проходившая по строгим правилам.
Масленичное веселье сопровождалось прибаутками, хохотом, скрипом санных полозьев и ароматом выпеченных блинов. А пекли на Масленицу блины пшеничные и гречишные, овсяные и просяные, с припёком и даже пироги блинчатые. И ели их целиком, разрезая пополам или «четвертуя», с вареньем и сметаной, обмакивая в топленое масло или, завернув в него ломти соленой рыбы, с икрой лососевой или осетровой, которая также подразделялась на ястычную и паюсную (для голытьбы и бедноты), зернистую малосольную и «зернистую варшавского передела», то есть через Варшаву вывозившуюся в Европу.
У каждого региона были свои рецепты приготовления блинов, и свои почти ритуальные правила «лакомства блинами». 
В Поволжье — от Нижнего Новгорода до Астрахани, — считалось срамом не выставить к блинам деревянную миску с осетровой икрой. Причем, присаливали ее тут же, за столом. Сибиряки жаловали блины с вареньем, сваренным непременно из июньской виктории, то есть клубники. Московские купцы под блины заказывали не водку, а «пару чая». Задрав жилеты и приговаривая: «Блин не клин - брюха не расколет», подпоясывались
суровой ниткой, а на шею вешали полотенце на манер салфетки. И пили чай, промокая пот, катившийся со лба, пока полотенце не становилось мокрым, и ели блины пока нить на животе не лопалась. Да, широко гуляли на Масленицу прежде!
Категория: Мои статьи | Добавил: EHOT (25.01.2015)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

сайт //vkusno-eda.ucoz.com   - это сайт, посвящённый искусству приготовления пищи дома, где собраны лучшие рецепты кулинарных блюд с фотографиями и подробными пошаговыми инструкциями, специально, чтобы вы могли приготовить любое, даже самое сложное блюдо в домашних условиях.

Рейтинг@Mail.ru